Исаак левитан

Меланхолия

Лето 1894 года началось для живописца с поездки к друзьям в усадьбу Островно со своей ученицей Софьей. В это же время по соседству гостила Анна Турчанинова которая влюбилась в художника. За сердце молодого человека началась борьба, которую Кувшинникова проиграла, и опечаленная вернулась домой. Эти события плохо сказались на здоровье Левитана слишком много стресса и потрясений перепало на его больное сердце. Зимой 1895 года художника навестил Чехов, и их дружба возродилась.

Весной того же года живописец отправляется еще раз во Францию и Австрию. Его состояние ухудшается, а депрессия проявляется все сильнее. Его работы в этот период становятся вялыми, а их количество уменьшается. В конце концов у него произошел срыв, и он предпринял попытку самоубийства. Все его друзья и родные были повергнуты в шок, Чехов который навестил своего старого знакомого не мог поверить в происходящее. Убедившись, что опасный период миновал писатель, покинул своего друга вернувшись домой.

Второе выдворение из Москвы

Исаак левитан

Но не все безупречно складывается в жизни художника. В 1892 году снова вынужден уехать из Москвы Левитан. Краткая биография живописца отмечает, что он был подвергнут выселению как «некрещеный еврей». На то, чтобы покинуть Москву, ему были отведены одни сутки.

После этого Левитан живет во Владимирской и Тверской губерниях. Только через несколько лет ему позволяют вернуться. Об этом хлопочут его многочисленные друзья, которым удается пролоббировать этот вопрос в высоких кабинетах.

В этот период он пишет еще одну свою известную картину — «Владимирка». На ней изображена дорога, по которой каторжан гнали в Сибирь.

Отношения с женщинами

Исаак левитан

Непростыми были взаимоотношения между великим писателем и великим художником. Первая тень пробежала, когда Чехов осветил в своем рассказе «Попрыгунья» события, произошедшие между Левитаном, его ученицей Софьей Кувшинниковой и ее мужем.

В 1894 году лето проводит в имении Островно у Ушаковых Левитан. Краткая биография художника отмечает, что вместе с ним была Софья Кувшинникова. В тот раз здесь разыгралась еще одна любовная драма.

В имение по соседству приезжает семья Турчаниновых. У Левитана завязывается роман с Анной Николаевной, супругой заместителя градоначальника Санкт-Петербурга. Кувшинникова возвращается в Москву и больше никогда не видится с живописцем.

При этом сам Левитан пребывает в состоянии тяжелой депрессии. Летом 1895 года он хотел покончить собой. Художник пытался застрелиться. После этого его проведал Чехов, который убедился, что жизни друга ничего не угрожает. А сама попытка была лишь имитацией самоубийства.

Уехав от Левитана, Чехов пишет рассказ «Дом с мезонином» и пьесу «Чайка», в которых Левитан снова узнает себя, на что сильно обижается.

Первый заработок

Исаак левитан

Художник, его братья и сестры жили в крайней нужде. В то время у Перова учился Левитан. Биография художника гласит, что жизнь его круто изменилась, когда его перевели в класс Алексея Саврасова. Здесь ему удалось сконцентрироваться на пейзажах.

Тогда же к нему пришли и первые успехи. В 1877 году сразу две картины художника отметили на выставке. Он получил малую серебряную медаль и первый серьезный заработок — 220 рублей. На тот момент ему исполнилось всего 16 лет.

Совсем скоро в его жизнь вошли новые трудности. На этот раз от царского указа пострадал Левитан. Биография художника увлекает нас за пределы столицы. Дело в том, что после покушения революционера Соловьева на Александра II всем евреям запретили жить в исконно русской столице, то есть в Москве. Это притом, что сам Соловьев, как считает большинство современных историков, евреем не был.

В возрасте 18 лет Исаак Ильич Левитан, творчество которого к тому времени уже было знакомо многим, уезжает из Москвы. Вместе с братьями и сестрами он начинает жить на небольшой даче в районе Балашихи. Здесь он проводит два года.

Позже, когда запрет ослаб, возвращается в столицу, снимает меблированную комнату на Большой Лубянке. Деньги ему удалось выручить за картину «Вечер после дождя».

Окончил училище только в 1885 году Левитан. Биография художника содержит сведения о том, что мастеру кисти было присвоено звания учителя чистописания.

Зарубежные поездки

Левитан давно хотел познакомиться с европейским художественным искусством. В конце 1889 года художник отправляется в Париж на Всемирную выставку. Здесь, ознакомившись с полотнами интересовавших его пейзажистов (Коро, Милле, Руссо), Исаак становится более уверенным в себе.

После Парижа посещает Италию, пишет великолепные полотна, которым, по отзывам, всё-таки не хватает сердечности, свойственной работам, созданным на родине. По признанию самого художника, «нет лучше страны, чем Россия; только здесь может быть настоящий пейзажист».

В 1895 году – поездки в Австрию и Францию, в 1896-м – в Финляндию, в 1897-м – в Италию. Картины по мотивам путешествий. И вновь и вновь патриотический вывод, убеждение, что настоящие красоты только в России

Живопись

Внимание Третьякова заметно подняло самооценку Левитана в собственных глазах, но не улучшило финансового положения юноши. Чтобы прокормиться, Исаак рисует иллюстрации для еженедельников

Свободное же время художник посвящает работам для души.

Картина Исаака Левитана «Березовая роща»

Собственный стиль, отличающийся щепетильной проработкой деталей, Левитан окончательно освоил к 1880 году. В 1884-ом творчество художника оценили коллеги. Исаака приняли в Товарищество передвижных художественных выставок. В это же время Исаак бросает учебу, не завершив курс и не получив звания «классного художника».

Несмотря на заслуженный успех, эмоциональное состояние Левитана не отличается стабильностью. В 1885 году художник отправляется в усадьбу Киселевых, чтобы прийти в чувство после попытки самоубийства. Особую поддержку и помощь Исаак находит в семье Чеховых, с членами которой познакомился в детском возрасте.

Картина Исаака Левитана «Вечерний звон»

Отдельной эпохой в творчестве художника ознаменовались поездки на Волгу. На берегу реки Левитан вновь почувствовал любовь к жизни. Работы, созданные Исааком в этот период, отличаются радостным настроением. Близкие художника заявляли, что на полотнах появилась улыбка. После посещения пленэров Левитан создает «На волге», за которую получает награду на конкурсе Московского общества любителей художеств.

Свои лучшие работы Исаак создает в мастерской, которую художнику предоставил меценат Сергей Тимофеевич Морозов. Слава о работах Левитана уже распространилась по Москве, поэтому финансовая часть жизни мужчины перестала носить плачевный характер.

Картина Исаака Левитана «Над вечным покоем»

На смену радостным ноткам в работах появились философские отголоски. Мужчина, который много думал о месте человека в мире, особенно ярко отразил собственные размышления в картине «Над бренным покоем». В личных записях Левитан утверждал, что в полотно вложил самого себя.

Следующие 10 лет Исаак проводит в путешествиях по миру. Позволив себе эксперименты, художник теряет благосклонность поклонников. Картины «Озеро Комо», «На севере Италии» и «Берег Средиземного моря» не пользуются признанием. Художник вновь впадает в хандру из-за неприятных рецензий.

Картина Исаака Левитана «Март»

Душевные терзания усугубляются физическими. Проблемы в личной жизни становятся причиной второй попытки самоубийства, такой же неудачной, как предыдущая. Переживания подстегивают вдохновение, и в 1895 году в имении любовницы Левитан создает «Март». Жизнеутверждающий пейзаж позже выкупит давний почитатель Исаака Павел Третьяков.

Картина Исаака Левитана «Золотая осень»

Подъем в творчестве вновь придает болезненному Левитану силы творить. В «мажорный» период, который продлился, пока Исаак гостил в доме очередной возлюбленной, появилась на свет «Золотая осень», изображающая реку Съежу. В этом же состоянии художник рисует «Весна. Большая вода», выполненную в переходе голубых, желтых и зеленых оттенков.

Картина Исаака Левитана «Весна. Большая вода»

В 1898 году Левитана назначают руководителем мастерской в училище, которое художник в свое время не закончил. На фото Левитана этого периода уже заметны следы болезни, но художник не сбавляет темпа и по-прежнему проводит в собственной мастерской большую часть светового дня.

Творческий путь

Первую картину Левитан продал еще в 1879. Сам Третьяков приобрел за 100 рублей работу «Осенний день. Сокольники». Позднее Павел Михайлович купил и другие творения живописца, в их числе «Золотая осень» и «Март». С 1880 по 1885 год было продано еще несколько известных полотен, среди них «Осень», «Первый снег» и «Сосны».

Всю свою жизнь Исаак Ильич трудился. Но его часто не понимали, дискриминировали из-за еврейского происхождения. В результате у художника существенно ухудшилось здоровье. Чтобы отдохнуть и подлечиться, он отправился в Крым. Природа полуострова так вдохновила живописца, что он написал целую серию картин. После возвращения в Москву он организовал выставку, посвященную этому месту. Ее посетил известный меценат Савва Морозов, он заинтересовался творчеством живописца.

Исаак левитан

Исаак был в восторге от российской природы, однако его тянуло и в Европу. Чтобы пообщаться с единомышленниками и узнать о новых тенденциях, художник выехал на парижскую выставку. Там он нашел общий язык с импрессионистами, а по возвращении в Россию вступил в общество передвижников. В 1896 была организована совместная выставка Левитана, Попова и Симова. Там были продемонстрированы полотна «Лето», «Октябрь» и «У омута».

Последние годы

В 1896 году состояние его здоровья резко ухудшилось после перенесенного тифа, грудь болела все чаще, дышать стало тяжелее. Художник все реже выходил на публику все больше времени проводил в своей студии. Не теряя любви к искусству в мае 1897 года, пейзажист отправляется в Италию. Улучшив свое духовное состояние, он возвратился домой и начал обучать юных художников в своей Альма-матер. Его добрый нрав и желание понять окружающих сделали из него прекрасного педагога. Преподавать ему довелось не долго проблемы с сердцем приносили слишком много боли. Что бы поправить здоровье художник отправляется в Ялту, но увы это не помогло. Возвращается депрессия Исаак все чаще говорит близким о своей скорой кончине, дышит с трудом, а сердце уже не стучит, а хрипит. 22 июля 1900 года художник умер в своей мастерской оставив десятки не законченных картин.

Занимательная информация

  1. Комната на Тверской.

Живя некоторое время в Москве, Левитан снимал комнату на Тверской. Интересно, что хозяйка брала плату не деньгами, а этюдами, которые сама выбирала.

  1. Депрессия.

За несколько месяцев до смерти Левитан впал в депрессию.

  1. Учитель чистописания.

После окончания училища Левитан получил диплом учителя чистописания, звание художника он так и не получил.

  1. Нервозность.

В жизни Левитана иногда наступал период хандры и нервозности. В это время он был очень нервным и раздражительным, часто уничтожал свои полотна, избегал людей, предпочитая находиться в одиночестве. Такие приступы продолжались и после того, как художник стал известным.

  1. Черта оседлости.

Два раз Левитана изгоняли из Москвы за еврейское происхождение (в России была черта оседлости, восточнее которой евреям запрещалось жить). Ему приходилось жить в подмосковских усадьбах. Но художник не отчаивался, он любовался природой и рисовал красивые пейзажи.

  1. Умер от аневризмы аорты, немного не дожив до своего сорокалетия.

Исаак левитан

Качели настроения

По воспоминаниям современников, на художника иногда находили приступы меланхолии, настолько всепоглощающей, что просто обессиливали его. Тогда он или погружался в многодневные мрачные раздумья, или с ружьём уходил в леса с прибившейся к нему собакой Вестой, бродил неделю-другую, пока душевное равновесие и радость не возвращались к нему. Художник сам мучился от этого периодического разлада в душе. Однажды к Чеховым из Максимовки прибежала хозяйка дома, где жил Левитан, и рассказала о попытке художника застрелиться. Обеспокоенные душевным состоянием живописца, Чеховы устроили его переезд в Бабкино, ближе к себе, в хозяйский флигель-курятник. Выход из состояния отчаяния требовал времени и терпеливого участия близких людей. Такими людьми на Истре были Чеховы.

Вообще живописные места близ имения Киселёвых, окрестные деревни, леса, реки, ручьи и овраги «богатством материалов» приводили художника в восторг и давали пищу для работ, которых было написано так много, что ими были увешаны все стены левитановского флигеля. В этих, ставших дорогими сердцу художника, местах родились многие известные летние и осенние пейзажи.

Личная жизнь

Первой любовью Левитана стала очаровательная Мария Чехова – родная сестра известного писателя. Будучи в гостях у приятеля в деревне Бабкино, художник подолгу общался с девушкой, увлеченной живописью. Однажды, набравшись смелости, Левитан признался Марии в любви, но неопытная красавица только расплакалась и убежала.

Мария Чехова

Подобный ответ огорчил Исаака. Потребовалось немало времени, чтобы молодые люди возобновили общение, решив, что им не суждено быть вместе. Нежная дружба продолжалась до самой смерти художника. На смертном одре Левитан признался Марии, что если бы и решился когда-нибудь жениться, то только на ней.

Став известным в московских кругах, Исаак знакомится в Софьей Кувшинниковой. Женщина держала светский салон, где собирались писатели и художники. Замужняя прелестница была старше Левитана на 10 лет, что не помешало бурному роману. Под предлогом уроков рисования Исаак и Софья часто уезжали на Волгу вдвоем.

Исаак Левитан и Софья Кувшинникова

Конец отношениям положили слухи, которые разошлись по Москве из-за неосторожных выражений чувств любовницы к объекту обожания. По другой версии, роман художников закончился из-за Анны Николаевны Турчаниновой.

Жена сенатора из Санкт-Петербурга жила по соседству с имением Кувшинниковой, где любовники проводили лето. Анна – ровесница Софьи – страдала от безделья и увлеклась обаятельным Левитаном. После продолжительных выяснений отношений Кувшинникова вернулась к мужу, а Исаак переехал в дом к Турчаниновой.

Анна Турчанинова и ее дочь Варвара

Однако в связь привлекательной аристократки и талантливого художника вмешалась третья личность. Дочь Анны Николаевны Варвара заинтересовалась маминым любовником и пригрозила раскрыть тайный роман или покончить с собой. Впрочем, это не остановило влюбленных. Близкая связь продолжалась до смерти Левитана.

Две высылки из столицы

Левитану как представителю еврейского народа пришлось пережить по царским указам две унизительные высылки из Белокаменной. Впервые его выселили из Москвы в 1879 году, когда ему было 19 лет. Тогда он ещё неизвестный студент, в крайней нужде скитающийся по чужим углам. Подмосковная Салтыковка стала временным местожительством для Исаака, брата и сестёр. К счастью, вскоре удалось возвратиться – помогло ходатайство из родного училища.

Через 12 лет, в 1891 году вышел второй указ, согласно которому евреи должны были покинуть Москву как столицу России. Тогда Левитан, уже признанный художник, какое-то время жил во Владимирской губернии. Затем авторитетным друзьям удалось добиться персональной отмены высылки.

Литература

  • Константин Паустовский. «Исаак Левитан». Повесть о художнике. — М.,
  • Изабелла Гинзбург. И. Левитан. — Л.—М.: Искусство,
  • Михаил Нестеров. «Давние дни», Воспоминания о Левитане.
  • М. С. Левитан, Исаак Ильич // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — СПб., 1908—1913.
  • Иван Евдокимов. «Левитан». — М.,
  • Сергей Глаголь и Игорь Грабарь (предисловие). Монография о Левитане. — СПб,
  • С. А. Пророкова. «Левитан» (серия ЖЗЛ). — М.,
  • Т. Л. Щепкина-Куперник. «Софья Петровна и Левитан» (в книге «Дни моей жизни»). — Л.,
  • Т. Л. Щепкина-Куперник. «Старшие». //Ж. Вестник Европы, , № 11.
  • В. А. Прытков. «Левитан». — М.,
  • А. А. Фёдоров-Давыдов. «И. И. Левитан. Жизнь и творчество». — М.,
  • В. И. Колокольцов. Отклонение к чеховскому «Дому с мезонином» (в книге «Отклонение. Колокольцовы в Тверской губ. Книга 1.»). — СПб,
  • Н. П. Смирнов. «Золотой плёс. Повесть о Левитане». //Ж. Охотничьи просторы. — М.,
  • И. И. Левитан. Письма, документы, воспоминания (общ. ред. А. Фёдорова-Давыдова). — М.,
  • И. И. Левитан, А. П. Чехов. (в книге Знаменитые россияне в истории Удомельского края (состав. Д. Л. Подушков). — Тверь,
  • М. А. Рогов Тайна происхождения И. И. Левитана и ее возможное влияние на его творчество // XIV Плёсские чтения: материалы научно-практической конференции, Плёс, 13-14 ноября 2015 г. — Иваново, 2016, с. 126—131

Учеба

  1. Крыша над головой.

Во время обучения Левитан часто не мог найти себе ночлег, а денег на квартиру у молодого художника не было. После завершения занятий он ночевал на последнем этаже училища.

  1. Школа живописи.

В 13 лет Левитан переезжает в Москву, где поступает в школу живописи. Там его талант был признан художником Саврасовым, который решил лично заниматься с мальчиком. Именно Саврасов призывал Левитана передавать любовь к родной земле через полотна.

  1. Подарки.

Когда Левитану было 15 лет, от тифа умерла его мать, а еще через 2 года погибает отец. Жить становиться тяжелее. У художника наступает период нищеты. Он не мог заработать денег даже на еду, не говоря уже о художественных принадлежностях. Товарищи по училищу, зная тяжелую ситуацию друга, дарили ему холсты, карандаши, краски. Художнику за это было очень стыдно.

Первое лето после училища и семья Чеховых

Весной 1885 года А. Чехов пригласил И. Левитана в подмосковную Максимовку, близ которой в Бабкино, имении Киселёвых, гостило семейство Чеховых «всем цыганским табором», по выражению Антона Павловича. Левитан в годы учёбы был дружен с Николаем, братом писателя, поэтому часто бывал в чеховской семье, сердечная атмосфера которой действовала на нервного художника успокаивающе. С этого года и навсегда Левитан особенно сблизился с Антоном Павловичем: они сошлись сначала на почве совместных остроумных представлений, оба оказались талантливыми актёрами, затем на полном взаимопонимании и родстве душ. Всю жизнь они подтрунивали друг над другом, бывало, соперничали, но немногие сохранившиеся письма свидетельствуют о том, что Левитан только Антону Павловичу доверял свои самые сокровенные тайны, только перед ним мог раскрыть душу.

Глубокое искреннее чувство к художнику через всю жизнь пронесла сестра писателя Мария Павловна. Сам Левитан, пылкий и влюбчивый, был какое-то время очарован ею, даже делал предложение (единственный раз в жизни), но продолжения роман не получил.

Саврасов в жизни Левитана

Алексей Саврасов (1830-1897) – педагог Левитана, пожалуй, оказавший самое большое влияние на него. В пейзажный класс знаменитого академика 14-летний Исаак попал по настойчивому ходатайству самого мастера, который угадал в юном художнике родственную душу (Левитан учился сначала у жанриста Перова).

Это был совершенно удивительный педагог. С наступлением весны Саврасов со своими учениками отправлялся на природу. Только здесь были его настоящие уроки, где мастер учил наблюдать, запоминать, улавливать тонкости и нюансы. Многие относились к Саврасову, как к человеку со странностями, а Исаак действительно понимал и чувствовал его без лишних слов. Впоследствии чуткий и наблюдательный Левитан картины природы запоминал и переносил на свои полотна не фотографически, а творчески: менял композицию, светотени, цвета по наитию. Именно под началом Саврасова Левитан постигал и науку «озвучивания» картин: учился передавать кистью шорох листьев, журчание воды, дальние раскаты грома и звон колоколов.

Бурная личная жизнь и… одиночество

Незаурядная внешность, которую ярко демонстрирует известный портрет Левитана, написанный Валентином Серовым в 1893 году, с юных лет обеспечивает Исааку постоянный интерес со стороны женщин. Бурные романы сопровождали талантливого красавца всю жизнь, но он никогда не был женат. Самые продолжительные отношения завязались, когда художнику было 26 лет. Его пассией стала замужняя художница и пианистка Софья Кувшинникова, которой на момент знакомства было 39 лет. По свидетельству современников, не выделяясь особой красотой, она пленяла оригинальностью, изяществом и дарованиями. Эта женщина, сама обладающая незаурядными талантами, терпеливо сносит депрессии Левитана, всяческими ухищрениями успокаивая его тревожную душу, искренне радуется, когда любимый мужчина снова улыбчив и полон творческих порывов. До людских пересудов влюблённой Софье не было никакого дела.

Восемь лет уже длились эти отношения, когда пылкий художник увлёкся Ликой Мизиновой – подругой Маши, сестры Антона Павловича Чехова, который сам интересовался Ликой и даже подумывал сделать предложение. Взбалмошная Лика открыто кокетничала с Левитаном. Это усилило раздор, возникший между друзьями после выхода в 1891 году «Попрыгуньи» Чехова (с явным намёком на пару Левитан-Кувшинникова). Дружба возобновилась только в 1895 году.

Следующая соперница Софьи Петровны, мать трёх дочерей-невест, жена сенатора, Анна Николаевна Турчанинова добилась разрыва отношений художника с Кувшинниковой. Но такой преданности дать не смогла, к тому же ей пришлось бороться за сердце талантливого красавца с собственной дочерью, 20-летней Варварой.

Любовные приключения отвлекали от искусства и отнимали слишком много сил: Левитан всё чаще стал погружаться в отчаяние. Упадочные настроения привели к очередной попытке покончить со всем с помощью выстрела и письму-мольбе к Антону Чехову: «Ради Бога…приезжай ко мне… Мне ужасно тяжело, как никогда».

Последние годы жизни

В 1896 году тяжёлая инфекция дала осложнение на без того больное, ослабленное сердце художника, симптомы аневризмы стали более явными.

В 1898 году Левитану, некогда не дождавшемуся звания художника, присвоено звание академика пейзажной живописи. Теперь авторитетный и именитый мастер стал преподавателем в родном училище.

Зимой 1899 года по рекомендации врачей Исаак Ильич едет в Ялту к Чехову. Но сердце 39-летнего художника, совсем молодого мужчины, измотано постоянными болями, никаких улучшений нет. По возвращении в Москву Левитан почти безотлучно находится у себя дома, в Трёхсвятительском переулке. Не закончив десятки этюдов и картин, 4 августа 1900 года великий, истинно русский художник умер. Бесконечно жаль, что так рано…

«Над вечным покоем»

Исаак левитан

Художник Исаак Левитан, картины которого появлялись на всех крупнейших выставках, по мнению многих, написал самую русскую картину. Так критики отзываются о его творении «Над вечным покоем», созданном в 1894 году.

Работать над этим полотном художник начал еще под Вышним Волочком, а продолжил в Плесе.

Ее сюжет хорошо известен любому знатоку живописи. Над землей нависают тяжелые свинцовые облака. В центре композиции широкое озеро, которое выглядит так же мрачно и сурово.

Сам художник признавался, что, когда смотрит на эту картину, чувствует себя одиноким перед громадным водным пространством.

Небо и вода на этом полотне будят в человеке мысли о его ничтожности и быстротечности жизни. Единственное строение на картине — деревянная церковь, рядом с которой — старое кладбище с покосившимися заброшенными могилами.

Суровому величию природы на картине противостоит только одинокий огонек, который светит в церквушке.

Смерть

Сердечные боли, от которых Левитан страдал с юных лет, с возрастом обострились. На фоне общей слабости художник часто подхватывал заболевания, уничтожающие его иммунитет. Вторая вспышка брюшного тифа так же не прошла для мужчины без последствий.

Исаак Левитан

Из-за недомоганий и болей в сердце Левитан даже отказался от любимого времяпрепровождения – охоты. Все это сказалось на психическом состоянии Исаака. Родные перестали узнавать художника. Настроение мужчины менялось от лихорадочно-радостного до слезливо-меланхоличного.

Вера в будущее вернулась к Левитану после поездки в Ялту зимой 1889-го. На курорте художник много времени провел в обществе заболевшего Антона Павловича Чехова. Вернувшись в Москву, Исаак с новой силой начал рисовать и преподавать.

Могила Исаака Левитана

Весной 1900 года на пленэре в Химках Исаак Ильич заболел. Легкая простуда, осложненная низким иммунитетом и хроническим заболеванием сердца, окончательно ослабила художника. К мучительным болям в сердце добавился туберкулез.

После мучительного полузабытья 22 июня (4 августа) 1900 года Левитан скончался. Исаака Ильича погребли неподалеку от Дорогомиловского кладбища, в районе захоронения представителей еврейского народа.

Становление

Апрель 1885 г. ознаменовался знакомством Левитана с А. П. Чеховым. Дружба этих ярких, талантливых людей, была непростой и порой походила на яростное соперничество.

Во второй половине 80-х годов финансовое положение Исаака Ильича стабилизировалось. Но непростое детство и беспокойная юность неблагоприятно сказались на состоянии здоровья. У художника резко обострилось сердечное заболевание.

Здоровье нормализовалось после поездки в Крым. После этого художник организовал выставку 50 пейзажей.

В 1888 г. состоялось путешествие Левитана на Волгу, о котором он давно мечтал. Во время этой поездки художник “влюбился” в местечко Плес, где провел три замечательных в плане творчества летних сезона. Именно там он создал около двухсот пейзажей, в том числе и картину “Над вечным покоем”. Критики признали это произведение “самым русским из всех существующих”.

Его картины “Золотая осень” и “Март” были приобретены П. М. Третьяковым. В 1896 г. Левитан, А. Попов и В. Симов организовали совместную выставку.

В 1898 г. художник стал Академиком пейзажного творчества. Ему поступило предложение преподавать училище живописи, студентом которого он когда-то был.

Изучая краткую биографию Исаака Левитана, следует запомнить, что к наиболее известным картинам И. И. Левитана относятся полотна “Осенний день”, “Березовая роща” и “Вечер на Волге”.

Малая родина и семья

Родился в 1860 году (по разным данным 30 августа или 15 октября) в маленьком городке Кибарты, в то время принадлежавшем Российской империи. Сейчас это город Кибартай и территория Литвы. В небогатой интеллигентной еврейской семье было четверо детей: два сына, две дочери. Отец Илья Абрамович, самостоятельно и успешно изучавший языки, стремился к улучшению материального положения семьи. Получение детьми хорошего образования также входило в его планы, к тому же сыновья подавали некоторые надежды как имеющие художественные наклонности. Поэтому в 1870-х годах он перевёз семью в Москву.

Волжские путешествия

В 1887 году Левитану, давно мечтавшему посетить Волгу, вдохновительницу любимого учителя Саврасова, удалось увидеть великую реку воочию. Особого впечатления она на живописца сначала не произвела.

Весной следующего года Левитан с друзьями-художниками отправился в речное путешествие по Оке и Волге. Путь пролегал мимо маленького старинного Плёса. Городок и его окрестности совершенно очаровали Левитана, и художники сошли на берег. В итоге каждое лето с 1888 по 1890 год живописец провёл именно в этих местах, отсюда ездил в близлежащие города со старинными храмами и церквушками, интересующими Левитана.

Родом отсюда около двухсот произведений художника, которые принесли известность и ему как живописцу, и Плёсу как великолепной натуре.

Смерть художника

Исаак левитан

В 1896 году Левитан во второй раз переносит тиф. Ему 36 лет, а симптомы аневризмы сердца только усиливаются. Болезнь принимает тяжелый и хронический характер.

1899 год он проводит в Ялте, рядом снова Чехов. Но на этот раз между старыми друзьями нет прежней близости. Левитан может ходить, только опираясь на палку, сердце болит непрерывно.

Поездка на курорт не помогает. Вернувшись в Москву, он практически не выходит из дома. В мае 1900 года его навещает Чехов.

22 июля 1900 года Исаак Левитан умирает. Ему было всего 39 лет. В его творческой мастерской осталось около 40 незаконченных полотен и не менее 300 этюдов, работа над которым планировалась только в будущем.

Его последняя картина «Озеро» так и осталась недописанной. Сегодня она находится в Русском музее в Санкт-Петербурге.

Левитан был похоронен в Северной столице на старом еврейском кладбище.

Здоровье и поездка в Крым

Голодное детство, полное стрессов, напряжённая учёба и поглощающий все силы труд не могли не оказать разрушающего действия на здоровье художника. Слабое сердце стало давать сбои. Получив оплату за театральные декорации для частной оперы Саввы Мамонтова в Москве, живописец, по совету врачей и друзей, в 1886 году едет в Крым поправить здоровье.

Здесь он впервые увидел море, которое потрясло его величием, красотой и грандиозностью. Написал более 50 крымских пейзажей. Но тем не менее Крым не принёс художнику ни излечения, ни особого творческого подъёма. Левитана манила другая Русь: буйные леса и широкие реки, тихие заводи и православные храмы.

Некоторое укрепление сил в Крыму позволило художнику организовать выставку своих крымских работ, которые затем были распроданы.

Поделитесь с друзьями

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *