Интересные факты о планете

• Не зря планета носит имя главного римского бога. Она ведь самая богатая. Учёные подсчитали, что на ней вполне возможен алмазный град. Молнии превращают метан в углерод, который падает и под давлением перерождается в графит. Опускаясь ещё ниже, графит становится алмазом. Хотя, в самом конце падения, алмазы, скорее всего, становятся жидкими.
  • Солнечный ветер, врезаясь в атмосферу Юпитера, создает своеобразные «звуки». Если перевести их в диапазон слышимых человеком звуковых волн, получится следующая мелодия:Страшновато «поёт» Юпитер

Особенности

Когда ребенок спрашивает, какая планета самая большая, мы смело отвечаем, что Юпитер. И мы правы не только буквально. Ведь Юпитер – это не просто самая большая по размеру из всех планет Солнечной системы. Кроме того, он еще и гораздо массивнее всех планет. Причем, Юпитер тяжелее не каждой отдельной планеты, а вес его на 2/3 превышает вес всех планет, вместе взятых! Ученые считают, что если бы масса Юпитера была больше в 80 раз, у него были бы все шансы стать звездой.

Но не только высокая масса придает Юпитеру сходство с Солнцем. Как и наша звезда, эта планета состоит преимущественно из гелия и водорода. У него есть 4 большие луны и большое количество мелких лун. Система Юпитера – это Солнечная система в миниатюре. Поэтому если ребенок спросит о том, какая самая большая солнечная планета, можно не поправлять его, а гордо отвечать: «Юпитер!»

Если посмотреть на эту планету в телескоп, можно увидеть на нем красивые светлые и темные полосы. Эти полосы – движения ветра, бушующего в атмосфере. Скорость его составляет около 640 км/ч.

Самые большие планеты солнечной системы

Особенно необычно выглядит Большое Красное Пятно на фотографиях Юпитера. Точнее, интерес вызывает даже не само пятно, а то, чем оно является. Дело в том, что это ураган, скорость ветра на краю которого достигает порядка 360 км/ч. Размеры этого шторма превышают диаметр Земли в три раза. Но даже не это самое странное в данном явлении. Самое же потрясающее в том, что наблюдается шторм уже более 300 лет, прекращаясь лишь на короткое время. Впрочем, возможность его прекращения до сих пор не подтверждена, это лишь гипотеза. Пятно называется Красным, поскольку облака Юпитера имеют в составе кристаллов аммиака фосфор и серу.

Магнитное поле Юпитера превышает земное в 20 тысяч раз. Как и сама планета, ее магнитное поле самое сильное в Солнечной системе. Электромагнитные поля Юпитера настолько сильны, что повреждают специально защищенные летательные аппараты, которые были направлены для его изучения.

Марс

Составное изображение Марса, на основе снимков космического телескопа «Хаббл» 23 августа 2003 года.

Марс – это четвертая планета по удаленности от Солнца. Ее возраст схож с возрастом Земли и по мнению ученых он составляет порядке четырех с половиной миллиардов лет. Радиус Марса равен 3390 километров и из-за этого сила тяжести гораздо меньше, чем на Земле. Гравитация на Марсе покажется вам комфортной, так как человек теряет в подобных условиях до 60 процентов от массы тела. На Марсе наблюдаются большие скачки температур. На экваторе планеты температура может достигать 20 градусов тепла. На полюсах это уже серьезный холод (до минус 120 градусов по Цельсию).

Самая большая в Солнечной системе

Это Юпитер, газовый гигант, чей состав отчасти похож на солнечный. Планета является пятой по счету, а атмосферу в основном составляет водород — около 90%. Под атмосферой находится океан, однако состоит он не из привычной для нас воды, а из кипящего под большим давлением водорода. Помимо этого газа, в атмосферу входят:

• гелий;
  • метан;
  • аммиак;
  • сера;

водяной пар.

Скорость его вращения настолько огромна, что вдоль линии экватора образуются гигантские вихри. Например, Большое Красное пятно, что своими размерами превосходит нашу планету. Пожалуй, это самая большая загадка нашей Солнечной системы. Этот исполинский ураган существует более 350 лет и в 3 раза больше нашей планеты. Его протяженность более 6000 километров, а скорость ветров оценивается в 500 км/ч. Полный оборот занимает почти 7 земных суток.

У этого газового гиганта магнитное поле настолько велико, что занимает почти 700 миллионов километров, выходя за орбиту Юпитера

На данный момент открыто 28 спутников различной величины, однако наибольшее внимание астрономов вызывает Европа — шестой спутник. Ее поверхность составляет лед, покрытый множеством трещин

Многие ученые предполагают, что под верхними слоями льда может находится не замерзшая вода, содержащая примитивные живые организмы. Существуют проекты по отправке туда специальных бурильных установок для исследования состава воды.

Юпитер

Самые большие планеты солнечной системы
На первом месте по праву обосновался Юпитер. Юпитер — это самая большая планета, которая носит имя римского царя богов. Эту планету на небосводе видно невооружённым глазом, без всякой оптики. Если вычеркнуть Солнце, Юпитер бы мог вместить все остальные планеты в себя, даже не заметив этого. Диаметр Юпитера составляет 142,984 км. Для своих размеров, Юпитер движется очень быстро, он совершает полный оборот вокруг своей оси всего за 10 часов. На планете видно горб, который сформировался из-за работы центробежной силы,  что делает диаметр экватора у Юпитера на 9000 км больше, чем диаметр, который измерен на его полюсах. Он имеет более чем 60 спутников, но многие из них не слишком велики. Галилео Галилей в 1610 году открыл 4 самых больших спутника Юпитера: Ганимеда, Каллисто, Ио и Европу.

Дата публикации статьи: 2.10.2017

Спутники самой большой планеты Солнечной системы

Спутники Юпитера

Сейчас мы знаем, что рядом с планетой Юпитер существует семья из 67 спутников. Четыре из них наиболее масштабные и именуются галилейскими, потому что были обнаружены Галилео Галилеем: Ио (сплошные активные вулканы), Европа (массивный подповерхностный океан), Ганимед (крупнейший спутник в системе) и Каллисто (подземный океан и старые поверхностные материалы).

Есть еще группа Амальтеи, где присутствует 4 спутника с диаметром меньше 200 км. Они удалены на 200000 км, а орбитальный наклон составляет 0.5 градусов. Это Метис, Адрастея, Амальтея и Фива.

Также остается целая куча нерегулярных лун, уступающих по размеру и обладающих более эксцентричными орбитальными маршрутами. Они делятся на семьи, которые сходятся по размерам, составу и орбите.

Приближенные гиганта

На Юпитере происходит немало любопытных процессов, однако стоит упомянуть и о его «собратьях». Второй планетой по величине является Сатурн. Вряд ли найдется человек, который не сможет опознать его на изображении всех объектов Солнечной системы. Его отличительная черта — заметные кольца. К слову, подобные образования, как и спутники, есть у всех газовых гигантов. Кольца Сатурна наиболее известны из-за своей внушительности. Состоят они из частичек льда с небольшой примесью тяжелых элементов и пыли.

Самые большие планеты солнечной системы

Состав Сатурна схож с юпитерианским: водород, гелий, метан, аммиак, различные примеси. На видимой из космоса поверхности планеты не образуется столь же устойчивых образований, как на Юпитере. Здесь бушуют гораздо более сильные ветры.

Пятая планета от Солнца

Самые большие планеты солнечной системы

Анимация вращения составленная по снимкам Воджера

Данное космическое тело, радиусом 69 911 км, находится вдали от основного пояса астероидов и является пятой планетой от Солнца.

На то чтобы совершить один полный оборот по своей орбите, двигаясь со средней скоростью 13,1 км/c, ей необходимо почти 12 лет, при этом период, за который данная планета совершает один оборот вокруг своей оси, вращаясь со скоростью равной 45 000 км/час, составляет почти 10 часов.

Кольца Юпитера сфотографированные зондом Новые Горизонты

На данный момент известно, что Юпитер окружен 28 спутниками, четыре из которых, открытые еще Галилеем в 1610 году, отличаются своими невероятно огромными размерами. Они движутся по почти круговым орбитам в плоскости экватора. Внешние спутники в количестве 20 космических тел настолько далеко расположены от планеты, что невооруженным глазом с ее поверхности они абсолютно невидимы, а Юпитер в небе самого дальнего из них выглядит небесным объектом размером меньше Луны.

Почему трудно летать на Юпитер

Первая причина – это то, что он находится достаточно далеко от Земли. Расстояние варьируется от 588,5 до 968,6 млн. км. Откуда же такой большой разброс? Дело в том, что планеты, вращаясь вокруг Солнца, циклически то приближаются, то отдаляются друг от друга. Так что для того, чтобы лететь было быстрее, надо подгадать момент, когда планеты будут удачно располагаться одна относительно другой.

Вторая проблема – приземление. Космические зонды, которые отправляются для исследования этой космической громадины, не могут нормально сесть на его газовую поверхность. Стоит им только погрузиться в атмосферу – и огромное давление планеты сплющивает зонд в лепешку.

Да и радиация около Юпитера тоже сильно вмешивается в работу космических аппаратов, нередко приводя к сильным сбоям или даже крупным потерям собранных данных.

Размеры планеты и положение в Солнечной системе

Юпитер имеет просто невероятные габариты! Он массивнее Земли в 318 раз. Его диаметр в 12 раз больше длины экватора нашей родной планеты. Несмотря на вес, по плотности эта планета находится на пятом месте (она составляет 1326 г/кубический сантиметр). Объяснить это легко: газ гораздо менее плотен, чем скала. Структура газового гиганта схожа со структурой нашей Звезды. Однако для того чтобы запустился синтез водорода, питающий звезду, необходимо иметь размер в 75 раз больший, чем сейчас.

Самые большие планеты солнечной системы

Юпитер – пятая от Солнца планета. От звезды он удален на 778 миллионов километров. Конечно, Юпитер – наша самая большая планета. Во Вселенной же такие масштабы не является редкостью, однако в ближайших звездных системах нет настолько массивной планеты.

Путешествие на Юпитер

У нас появилось несколько свободных лет, и мы решили совершить полёт к Юпитеру. Конечно, лучше всего время полёта провести во сне, ведь скучно два-три года наблюдать однообразный космический пейзаж.

И вот мы преодолели 778 миллионов километров, и наш корабль вышел на орбиту гиганта. Хорошо, что планетолёт оснащён мощными обогревателями, ведь на поверхности Юпитера погреться не получится. Правда, для любителей криогенных ванн температура – 130° С подойдёт, да и давление здесь практически земное. Главное, не затягивать с сеансом или же опуститься ниже.

Уже через 130 километров температура резко поднимается до + 150 ° С, и тут самое время приготовить шашлык. Хотя, давление в 24 атмосферы сделает из него паштет. Но мы не станем опускаться в водородные недра планеты – вряд ли нам удастся отыскать даже намёк на какую-либо жизнь. Лучше облетим космический колосс.

Двигаясь со скоростью 600 км/час – это средние скорости местных ветров – начинаем облёт планеты. И сразу же великолепное зрелище поражает взор. Полярные сияния Юпитера несоизмеримо интенсивнее земных, но всю их красоту лучше наблюдать в ультрафиолетовом диапазоне.

Зато молнии, тысячекратно превосходящие мощность тех, что привыкли мы наблюдать на своей планете, кажутся огненными реками. Эти реки прорезают плотные пояса облаков, которые не меняются годами, двигаясь вокруг планеты со скоростью 500 км/час.

Нептун

Нептун и Земля

Нептун выглядит невероятно красиво. Атмосфера планеты имеет синий цвет, и она состоит из примесей метана и гелия. Открыта планета была практически сразу же после открытия Урана в 1781 году. Диаметр Урана планеты составляет порядка 49 тысяч километров. Нептун превышает размеры Земли ровно в семнадцать раз. На планете царит довольно воинствующая атмосфера.

Скорость ветра на некоторых участках Нептуна может достигать шестисот километров в час. Необычные облачные полосы на поверхности планете запечатлел Вояджер. Температура на Нептуне опускается до минус 220 градусов по Цельсию и это настоящий ледяной мир, находящийся далеко от нашего светила.

Образование Юпитера

Самые большие планеты солнечной системы

Разумеется, быть абсолютно уверенным в правильности теории возникновения Солнечной системы вообще и Юпитера в частности никто не может. Но все же базовая теория выглядит следующим образом.

Около 4,6 млрд. лет назад еще не существовало Солнечной системы. Было только облако газа и пыли немыслимых размеров. Сейчас это облако называют Солнечной туманностью. Со временем гравитация привела к тому, что материя стала поглощаться внутрь себя, и в середине туманности возникло Солнце.

После зарождения звезды остальные материалы стали слипаться. Мельчайшие частицы под воздействием силы тяжести сближались и срастались, образуя более крупные части. Солнечный ветер захватил легкие гелий и водород, оставив скальные породы, впоследствии ставшие основой планет земной группы. Но на значительном удалении от Солнца солнечный ветер не мог оказывать значительное влияние. Это дало возможность легким материалам соединиться и образовать газовый гигант – Юпитер. Подобным образом появились спутники, кометы, астероиды.

Для того чтобы образующие планету газы не были унесены Солнечным ветром, газовый гигант должен был сформироваться невероятно быстро. Уже после того, как твердое основание Юпитера достигло массы, которая в 10 раз превышает массу Земли, притяжения стало достаточно для того, чтобы удерживать легкие газы, не боясь влияния Солнечного ветра. Несмотря на то что в Солнечной системе Юпитер – самая большая планета, во Вселенной есть планеты и большего размера. Но мало какие небесные тела смогли сформироваться с такой же скоростью.

Существует еще одна теория возникновения Юпитера – модель диска нестабильности. Отличие этой модели от базовой в том, что ее последователи считают, что пыль и газ изначально были связаны между собой. В этом случае такая планета, как Юпитер, могла возникнуть всего за тысячу лет, тогда как обычный срок рождения планеты составляет несколько миллионов лет.

Возникновение настолько массивного небесного тела в самом начале рождения Солнечной системы, вероятнее всего, повлияло на образование других планет. Масса Юпитера давала ему возможность изменять траекторию движения малых планет, пролетающих мимо. Именно его гравитация могла способствовать тому, что некоторые планеты оказались на внутренних рубежах Солнечной системы, а другие – на внешних.

Внутреннее строение

Поскольку Юпитер – газовая планета, то поверхности, как мы это понимаем, она не имеет. Вероятно, что в центре газового гиганта есть очень плотное ядро. Оно спрессовано под огромным давлением 30 – 100 миллионов атмосфер. И температура ядра тоже впечатляет – около 30 000 °С.

На стокилометровой глубине находится океан из этого жидкого водорода. А ниже 17 000 километров водород сжимается с такой силой, что приобретает свойства металла. Это состояние позволяет водороду проводить электричество, создавая вокруг планеты магнитное поле. Размеры магнитного поля огромны, оно растягивается на 650 миллионов километров и немного захватывает орбиту Сатурна. Поле имеет вытянутую форму, и в сторону Солнца оно в 40 раз меньше.

Марс

Самые большие планеты солнечной системы
По своим размерам Марс почти что в 2 раза меньше Земли, его диаметр 6,792  километра, что не является каким-либо необычным показателем. Поражает лишь то, что его вес составляет одну десятую от веса Земли. Четвертый по удалённости от Солнца, он имеет наклон оси вращения 25,1 градусов. Из-за таких особенностей положение в космическом пространстве, на Марсе происходит смена сезонов, подобно тому, как и на нашей планете один сезон сменяет другой. Сутки на Марсе очень близки к земным, и называются они сол.  Длится сол 24 часа и 40 минут. На юге лето всегда жаркое, а зима суровая, в северной части планеты таких различий нет — и лето, и зима очень мягкие. Марс является лучшей планетой, которую может освоить человечество в ближайшем будущем.

Спутники

К 2009 году было выявлено 63 спутника Юпитера. Наиболее известны так называемые галилеевы спутники, впервые обнаруженные учёным в 1610 году. Это Ганимед, Каллисто, Европа и Ио. Ганимед по размерам превосходит Меркурий, а Каллисто, практически равный ему, имеет тёмную поверхность, испещрённую кратерами. Европа окована ледяным панцирем стокилометровой толщины. Из-за этого она отражает свет также ярко, как Венера. Самый живописный спутник – это Ио. Он имеет оттенки жёлтого, чёрного и красного цветов. Это связано с активной вулканической деятельностью, от действия которой фонтаны серы извергаются на высоту 200 километров над поверхностью.

Венера

Самые большие планеты солнечной системы
Шестое место списка занимает планета названная в честь богини красоты Венеры. Венера имеет ещё пару названий как «Утренняя звезда» и «Вечерняя звезда», поскольку имея очень близкое расположение к Солнцу, Венера первая, вечером на небосводе и самая последняя, кого видно утром. Диаметр — 12100 км (Земля лишь на тысячу километров больше), а масса-более чем 80% от земной. На поверхности Венеры больше всего видно, равнины, что состоят из остывшей лавы вулканов, всё остальное — это огромные горные массивы. В атмосфере находится диоксид углерода, а также над планетой нависли густые облака двуокиси серы. Здесь наблюдается крупнейший парниковый эффект, который есть во Вселенной, температура поверхности Венеры — 460 градусов Цельсия.

Сколько планет в Солнечной системе

Сколько планет в Солнечной системе? На это не так просто ответить.
Долгое время считалось, что в Солнечной системе девять планет:
Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун и Плутон.

Но, 24 августа 2006 года Плутон перестал считаться планетой.
Это было вызвано открытием планеты Эриды и других небольших планет Солнечной системы, в связи с чем потребовалось уточнить —
какие небесные тела можно считать планетами.
Было определено несколько признаков «настоящих» планет и оказалось, что Плутон не полностью им удовлетворяет.
Поэтому Плутон был переведён в разряд карликовых планет, к которым относится например и Церера
— бывший астероид №1 в Главном поясе астероидов между Марсом и Юпитером.

В итоге, при попытке ответить на вопрос сколько планет в Солнечной системе, положение дел ещё больше запуталось.
Потому что кроме «настоящих» теперь появились ещё и карликовые планеты.
А ведь ещё есть и малые планеты, которыми называли крупные астероиды.
Например Веста, астероид №2 в упомянутом Главном поясе астероидов.
В последнее время были открыты та самая Эрида, Маке-Маке, Хаумея и ещё несколько небольших планет Солнечной системы,
данных о которых недостаточно и непонятно чем их считать — карликовыми или малыми планетами.
Не говоря уже о том, что некоторые небольшие астероиды упомянуты в литературе именно как малые планеты!
Например астероид Икар, размер которого всего около 1 километра, часто упоминается как малая планета…
Какие из этих тел следует учитывать при ответе на вопрос «cколько планет в Солнечной системе»???
В общем, «хотели как лучше, а получилось как всегда».

Любопытно, что многие астрономы и даже простые люди выступают «в защиту» Плутона, продолжая считать его планетой,
устраивают иногда маленькие демонстрации и усердно продвигают эту мысль в Сети (в основном за рубежом).

Поэтому, при ответе на вопрос «cколько планет в Солнечной системе» проще всего коротко сказать «восемь» и даже не пытаться что-то обсуждать…
иначе сразу же обнаружится, что точного ответа просто нет 🙂

Размер, масса и объем самой большой планеты Солнечной системы

Сравнительные размеры Юпитера, Земли и Луны

Масса – 1.8981 x 1027 кг, объем – 1.43128 x 1015 км3, поверхностная площадь – 6.1419 x 1010 км2, а средняя окружность достигает 4.39264 x 105 км. Чтобы вы понимали, по диаметру планета в 11 раз крупнее Земли и в 2.5 раз массивнее всех солнечных планет.

Юпитер — газовый гигант, поэтому его плотность – 1.326 г/см3 (меньше ¼ земной). Низкая плотность – подсказка для исследователей, что объект представлен газами, но все еще продолжаются споры о составе ядра самой большой планеты.

Состав самой большой планеты Солнечной системы

Это крупнейший из газовых гигантов, разделенный на внешний атмосферный слой и внутреннее пространство. Атмосфера наполнена водородом (88-92%) и гелием (8-12%). Химический состав атмосферы Юпитера указан на рисунке.

Самые большие планеты солнечной системы

Модель структуры Юпитера с каменным ядром и слоем жидкого металлического водорода

Заметны также следы метана, водного пара, кремния, аммиака и бензола. В небольших количествах можно отыскать сероводород, углерод, неон, этан, кислород, серу и фосфин.

Внутренняя часть Юпитера вмещает плотные материалы, поэтому состоит из водорода (71%), гелия (24%) и прочих элементов (5%). Ядро – плотная смесь из металлического водорода в жидком состоянии с гелием и внешний слой из молекулярного водорода. Считают, что ядро может быть скалистым, но точных данных нет.

О наличии ядра подняли вопрос в 1997 году, когда разобрались с гравитацией. Сведения намекали, что оно может достигать 12-45 земных масс и охватывать 4-14% массы Юпитера. Присутствие ядра также подкрепляется планетарными моделями, которые говорят, что планеты нуждались в скалистом или ледяном сердечнике. Но конвекционные токи, а также раскаленный жидкий водород могли уменьшить параметры ядра.

Чем ближе к ядру, тем выше температурные показатели и давление. Полагают, что на поверхности мы отметим 67°С и 10 бар, в фазовом переходе – 9700°С и 200 ГПа, а возле ядра – 35700°С и 3000-4500 ГПа.

Открытие Юпитера и спутников

Как такового открытия Юпитера не было. Ведь эта планета видна в ночное время невооруженным глазом

Поэтому просто невозможно сказать, кто первый обратил на нее внимание. Точно известно, что о планете знали еще в глубокой древности

Религиозные верования греческой, месопотамской, вавилонской и других культур основывались, в частности, на знаниях о существовании Юпитера.

Самые большие планеты солнечной системы

Впоследствии, в 1610 году, Галилей обнаружил, что это небесное тело имеет спутники. Для нашей звездной системы Юпитер – самая большая планета. В Галактике же существуют планеты и крупнее него. Однако мало какая планета может похвастать таким количеством лун. На сегодняшний день открыто 67 естественных спутников Юпитера, самыми крупными и известными из которых являются Ио, Ганимед, Каллисто и Европа. Эти четыре спутника отрыты Галилеем, который именно таким образом доказал теорию Коперника, утверждавшего, что вовсе не Земля – центр вселенной.

Поделитесь с друзьями